Согласно выводам американских планетологов из Колорадского университета в Боулдере, марсианские облака, периодически возникающие в верхних слоях атмосферы Марса, могут иметь инопланетное происхождение. Ученые считают, что своим существованием они обязаны метеоритам, чьи сгоревшие останки помогают водяному пару конденсироваться и превращаться в мелкие льдинки. Об исследовании планетологов сообщается в новой статье журнала Nature Geoscience.

Планетологи выяснили природу появления марсианских облаков

Загадка марсианских облаков

Если сравнивать атмосферу Марса с другими планетами Солнечной системы, то она окажется очень жалкой. Она очень разряжена, плотность составляет менее 1 процента от земной. Однако атмосфера Красной планеты не всегда была такой слабой. У ученых имеются основания полагать, что когда-то она была настолько плотной, что позволяла воде в жидкой форме находиться на поверхности планеты.

Несмотря на свое нынешнее состояние, атмосфера Марса способна удивлять, например, порождением мощнейших пылевых бурь, покрывающих всю планету. Один из таких штормов похоронил маросход аэрокосмического агентства NASA «Оппортьюнити», который перестал переходить на связь после 10 июня 2018 года. Ученые отмечают, что вместе с возможностью убивать беззащитных роверов, атмосфера Красной планеты защищает поверхность от метеоритных ударов, а также способна формировать облака.

Облака не возникают сами по себе – для их формирования нужно что-то, что поможет воде конденсироваться. Для этого необходимы «зародыши» конденсации — частицы, на которые «налипают» первые молекулы воды, которые затем притягивают к себе остальные и формируют каплю. На Земле в роли подобных зародышей могут выступать микрочастицы пыли, микробы, или частички сажи и копоти из выбросов вулканов и выхлопов машин. За последние несколько десятилетий физики нашли свидетельства в пользу этого, но им не удавалось объяснить, как облака появляются там, где нет пыли, автомобилей или вулканов — над океанами и лесами.

Более того, недавно некоторые ученые даже начали подозревать, что в рождении некоторых типов облаков напрямую замешаны космические лучи, помогающие подобным каплям воды расти. Другие зародыши конденсации могут попадать в атмосферу из космоса, в виде частиц межзвездной пыли, или же благодаря своеобразному «дыханию» планктона.

Как появляются облака в атмосфере Марса?

Но как объяснить появление облаков над Марсом? Какой процесс запускает их формирование в средних слоях (30-60 километров) Красной планеты, если на ее поверхности нет ни воды, ни жизни? Вопрос усложняется тем, что воздушная прослойка Марса настолько разрежена, что вода в ней может существовать почти всегда только в виде микроскопических кристалликов льда. Так с чем же они взаимодействуют для образования облаков?

Согласно новому исследованию, ответ на этот вопрос может лежать не на поверхности планеты, а в межпланетарном пространстве. Наблюдения, проведенные космическим аппаратом NASA MAVEN, который в настоящий момент кружит над Красной планетой, указывают на то, что ежедневно через атмосферу Марса проходит от 2 до 3 тонн «космического мусора» в виде метеоритов. При этом инструменты зонда обнаружили в атмосфере Марса крайне необычный набор ионов металлов, которые ученые впоследствии связали со сгоранием метеоритов и формированием так называемого «метеоритного дыма».

Ученые решили выяснить, а не являются ли частицы этого «метеоритного дыма» теми сами «зародышами» конденсации по аналогии с тем, как возникают светящиеся серебристые облака в мезосфере Земли. Для проверки своего предположения ученые использовали сложное компьютерное моделирование, предназначенное для имитации динамических атмосферных процессов Марса. Добавив в симуляцию данные о количестве метеоритной пыли, которую зафиксировал MAVEN, ученые получили нужный результат. Облака действительно сформировались.

Планетологи выяснили природу появления марсианских облаков

Кадр компьютерной симуляции, демонстрирующий облака на средних высотах атмосферы Красной планеты

«Наши климатические модели просто не могли объяснить то, как они могли формироваться на подобной высоте в атмосфере Марса. Когда мы добавили туда метеоритный дым, все проблемы исчезли и облака появились», — говорит Виктория Хартвик из университета Колорадо в Боулдере.

Что интересно, появление облаков в компьютерной модели Марса крайне необычным образом повлияло на погоду и климат планеты, а также на поведение приполярных регионов ее атмосферы. Например, их исчезновение или появление приводит к понижению или повышению температуры воздуха на десять градусов Цельсия или даже более высокие значения, а также резко изменяет высоту воздушной прослойки Марса в окрестностях его полюсов.

Исследователи считают, что выводы их работы позволят пролить свет на эволюцию атмосферы Красной планеты, а также, в частности, пояснить вопрос, связанный с тем, как планета в прошлом могла поддерживать наличие воды в жидкой форме на своей поверхности.

«Все больше климатических моделей показывают, что Марс мог подогреваться высотными облаками в ту эпоху, когда по его поверхности текли реки, а в их водах могла существовать жизнь. Вполне вероятно, что и наше открытие станет одной из частей объяснения того, как Марс стал теплым и обитаемым», — подытоживает Брайан Тун, коллега Хартвик по университету.

1. Hi, I do believe this is a great website. I stumbledupon it 😉 I’m going to come back once again since I book-marked it.
    Money and freedom is the best way to change, may you be
    rich and continue to help other people.

2. Hmm it looks like your blog ate my first comment (it was super
    long) so I guess I’ll just sum it up what I submitted and say, I’m thoroughly enjoying your blog.

I too am an aspiring blog blogger but I’m still new to
    the whole thing. Do you have any suggestions for novice blog writers?
    I’d genuinely appreciate it.

My page :: http://www.anapapansion.ru/modules.php?name=Your_Account&op=userinfo&username=SeppeltLorri

3. We would like to thank you yet again for the wonderful ideas
    you offered Janet when preparing a post-graduate research in addition to, most importantly, for providing the many ideas
    in one blog post. In case we had known of your web-site a year ago,
    we would have been rescued from the useless measures we were selecting.
    Thank you very much.

My blog post :: https://nesscloud.com/

4. Wonderful goods from you, man. I’ve understand your
    stuff previous to and you are just extremely excellent.
    I actually like what you’ve acquired here, certainly like what you are
    saying and the way in which you say it. You make it entertaining and you
    still take care of to keep it smart. I cant wait to
    read far more from you. This is actually a great site.

my web-site: https://equipifieds.com/

5. Great goods from you, man. I have understand your stuff previous to and you’re just extremely excellent.
    I actually like what you’ve acquired here, certainly like what you
    are saying and the way in which you say it. You make
    it enjoyable and you still care for to keep it sensible.
    I cant wait to read much more from you. This is actually a terrific site.

my homepage … http://www.guaji333.com/

6. Hello there! I could have sworn I’ve visited this site before but after browsing through
    many of the articles I realized it’s new to me. Nonetheless, I’m certainly delighted I discovered it and I’ll be book-marking it and checking back regularly!

my site: rftitanforge.com

7. Hi there excellent website! Does running a blog such
    as this take a large amount of work? I have very little knowledge of coding however I had been hoping to start my own blog
    in the near future. Anyway, should you have any suggestions or tips for new blog owners
    please share. I know this is off subject however I simply wanted to ask.
    Cheers!

my web site — tescobank.pro

8. Hey, you used to write wonderful, but the last few posts have been kinda boring…
    I miss your tremendous writings. Past several posts are just a little out of track!
    come on!

Look into my website: Stephen

9. May I simply say what a relief to uncover an individual
    who really knows what they are discussing over the internet.
    You definitely realize how to bring a problem to light and make
    it important. More people have to check this out and understand this side of your story.
    I can’t believe you’re not more popular since you most certainly possess the gift.

My web site — http://www.leadclub.net

10. You have made some decent points there. I looked on the internet for more information about the issue and found most people will
    go along with your views on this website.

11. What’s up it’s me, I am also visiting this site regularly,
    this web site is really nice and the viewers are really sharing
    nice thoughts.

My web page Ted

12. Hey exceptional website! Does running a blog like this require a massive amount work?
    I have absolutely no understanding of computer programming but I had
    been hoping to start my own blog soon. Anyway, if you have any recommendations or tips for new blog owners please share.
    I understand this is off subject but I simply had to ask.

Cheers!

Here is my page maxurance.com

13. Fantastic goods from you, man. I’ve understand your stuff previous
    to and you are just too great. I really like what you’ve acquired here, certainly like what you’re
    saying and the way in which you say it. You make it entertaining and you still care for to keep it wise.

I cant wait to read far more from you. This is really a terrific website.

Feel free to surf to my web site … askmeclassifieds.com